СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
ВОСТОКА И ЗАПАДА
ВОСТОКА И ЗАПАДА
Реклама:
О
двух вариантах сургала "Ключ разума" ("Оюн түлкүр")
В
средневековой литературе монгольских народов был хорошо известен сургал
(поучение, наставление) — особый жанр, сформировавшийся на основе устной
афористической поэзии. Наиболее известным и популярным сургалом является сочинение
"Оюн түлкүр" ("Ключ разума" — краткое общеизвестное
название произведения), текст которого во множестве списков существует как на
старомонгольской графике, так и на ясном письме.
Монгольская
версия (редакция) "Ключа разума" в отрывках и полностью неоднократно
издавалась с первой половины XIX в., а также в настоящее время (см.: Попов А.
Монгольская хрестоматия для начинающих обучаться монгольскому языку. Часть
первая. — Казань, 1836; Позднеев А. Монгольская хрестоматия для первоначального
преподавания. — СПб., 1900; Оюун тулхуур хэмээх дэвтрийн туувэр оршив. —
Улаанбаатар, 1928; Образцы монгольской феодальной художественной литературы /
Подготовили к печати Содном Балдан, Ц. Ж. Жамцарано, В. А. Казакевич, Н. Н.
Поппе и Л. С. Пучковский. Под общей ред. и с вступ. ст. Н. Н. Поппе. — Труды
Института востоковедения. Т. XXX. — М.-Л., 1937; Дамдинсурэн Ц. Монгол уран
зохиолын дээж зуун билиг оршив. — Улаанбаатар, 1959).
Монгольский
ученый академик Ц. Дамдинсурэн, собирая материал для антологии древней монгольской
художественной литературы и использовав два печатных текста и пять рукописей,
издал сводный текст "Оюн түлкүр" на старомонгольской письменности
(Дамдинсурэн Ц. Монгол уран зохиолын дээж зуун билиг оршив. — Улаанбаатар,
1959. — С. 51-60). Этот сводный текст принято считать "классическим"
текстом (или же первым вариантом) "Ключа разума", он достаточно
хорошо известен исследователям монгольской литературы.
Калмыцкие
(ойратские) списки "Оюн түлкүр" появились лишь в первой половине XVII в. после создания алфавита ясное письмо, рукописные тексты их в немалом
количестве хранятся в книжных и рукописных фондах Улан-Батора и
Санкт-Петербурга.
Дата
создания "Оюн түлкүр" не установлена: некоторые исследователи
датируют произведение XIII в. (Ц. Дамдинсурэн), [223] другие — XVII или же XVIII в. (Г. Михайлов). Авторство произведения тоже не установлено, оно
считается анонимным, хотя имеется попытка приписать авторство самому
Чингис-хану (Дамдинсурэн Ц. Монгол уран зохиолын тойм. Нэгдугээр дэвтэр. XIII-XVI зууны уе. — Улаанбаатар, 1957. — С.85). Это мнение Ц. Дамдинсурэна вроде
бы подтверждается титульными заглавиями некоторых рукописей, содержащими прямые
указания на авторство Чингис-хана: "Хутгт Чицгис богдын номлсн Оюн түлкүр
нертә судр оршв", "Чингис богдын Оюн түлкүр оршв", "Чингис
богдын номлсн Оюн түлкүр кемәх шастр оршв", а в некоторых рукописях, не
имеющих заглавия, названия сочинения с упоминанием имени Чингис-хана
встречаются в самом тексте, например: "Чингис богдын бәәhүлсн
шастр", "Чингис богдын зокъялсн Оюн түлкүр нертә төгсв",
"Чингис хан номлсн", "Чингис богдын зокъялсн сурhал".
Существует
мнение, что текст "Оюн түлкүр" ("Ключ разума") служил целям
воспитания и образования: хотя текст этого небольшого сургала, составленный
стихами, содержит всего около пятисот стихотворных строк, назидательные
изречения, поучительные афоризмы сборника давали для этого достаточно
материала. Начальные строки произведения определенно адресованы ханам-владыкам,
князьям: если они желают собрать множество людей около себя, учит "Оюн
түлкүр", им нужно быть щедрыми, а чтобы в их деятельности не было ошибок
(упущений), рекомендуется жаловать должным образом своих чиновников
(приближенных сановников), министров. Для укрепления мощи державы или же для
усиления своего могущества ханы должны заботиться о войске (армии); долгая и
счастливая жизнь (долгое процветание державы) обеспечивается миром, напоминает
"Оюн түлкүр". Уже в первых строках текста составители (составитель)
"Ключа разума" призывают читателя к тому, чтобы они не забывали (вспоминали)
строки "небольшой шастры, в древности составленной предками". Видимо,
первоначальная цель безымянных авторов сочинения состояла в наставлении и
назидании, полезных для любого правителя. Однако уже в начальных строфах
сочинения приводятся изречения, которые в равной степени приемлемы как для
нойонов и ханов, так и для простых людей, например: ночью [224] нужно обдумывать сделанное днем; нужно пресекать постыдные дела и поступки;
пребывая в одиночестве, следует заняться своей душой; в обществе (среди людей)
следует крепко держать свое слово (т. е. надо следить за своими словами,
речью); нужно стремиться жить в ладу со множеством (т. е. людьми) . Имеются в
"Оюн түлкүр" наставления, полезные и для верующих, и для служителей
церкви.
Кратко
говоря, многие афоризмы "Ключа разума" созвучны народным пословицам и
поговоркам и содержат наставления самого общего характера, касающиеся
повседневной жизни и быта людей, критикуют многообразные пороки и недостатки,
вообще свойственные человеку и бытующие в обществе (ложь, клевета, зависть,
хвастовство, жадность, скупость, жестокость, ненависть, воровство, убийство и
т. п.).
"Оюн
түлкүр" — стихотворное произведение, не имеющее сюжетного оформления:
афоризмы и изречения преподносятся без видимой связи и системы, иногда даже
соседствующие стихотворные строки никак между собой не связываются.
Калмыцкий
текст "Оюн түлкүр" полностью соответствует монгольской версии,
изданной Ц. Дамдинсурэном, небольшие различия носят вариантный характер.
В
калмыцком рукописном фонде библиотеки Восточного факультета
Санкт-Петербургского университета хранится рукопись (Calm А 10, xyl 1250) на ясном письме, не имеющая названия. Содержание ее составляют три
текста, небольших по объему й разделенных друг от друга комплексом точек.
Третий безымянный текст рукописи начинается таким четверостишием:
Засдг
номчн — хорта чон мет.
Зенкгән үг келгч күн — салькна күрд мет.
Заяни ач-үр эс сангч күн — муцхг hаха мет.
Зәәлж, маш хол йовх кергтә тиим күүнәс, —
Зенкгән үг келгч күн — салькна күрд мет.
Заяни ач-үр эс сангч күн — муцхг hаха мет.
Зәәлж, маш хол йовх кергтә тиим күүнәс, —
и
заканчивается текст следующей строфой:
Үүнәс
бус йовдл эврән әдлдхн медтн.
Эндурж, мини эн үгмүд буру бичә болhтн.
Эзн, хаад (хаадуд) эклн — бүгдәр (бүгдиг) сурhтн.
Эрклж, эн үгмүд ацхрн авгтн, — кемәв. [225]
Эндурж, мини эн үгмүд буру бичә болhтн.
Эзн, хаад (хаадуд) эклн — бүгдәр (бүгдиг) сурhтн.
Эрклж, эн үгмүд ацхрн авгтн, — кемәв. [225]
Все
сочинение состоит из 57 аллитерированных четверостиший, при этом текст разделен
на две части; первая часть заканчивается двадцатым четверостишием, после
которого следует строка: "Ом суасти шидам шири!" — это молитвенная
формула, открывающая вторую часть произведения. После молитвы идет начальная
строфа второй части (по тексту она является 21-м четверостишием):
Йир
урдас үүлдсн буйн килнцин ач-үр некдг.
Икрхн суугчдин буйн эвдрдг.
Йудкл уга сән седкләр бәрвәс, түүнә буйн өсдг.
Йирнкә олн күүнлә дасвас, түүнә үг цува болдг.
Икрхн суугчдин буйн эвдрдг.
Йудкл уга сән седкләр бәрвәс, түүнә буйн өсдг.
Йирнкә олн күүнлә дасвас, түүнә үг цува болдг.
Это
стихотворное произведение занимает 18-30-й листы упомянутой рукописи. Никаких
сведений об авторстве и дате написания сочинения текст не содержит. Имя
Чингис-хана никак не упоминается.
По
своему содержанию сочинение представляет собой сборник сургалов, но изречения
его не имеют параллелей с "классическим" (первым вариантом) текстом
"Оюн түлкүр", хотя смысловая направленность и назидательность
афоризмов кажется одинаковой: осуждение людских пороков и дурных поступков,
противопоставление пользы учености, образованности — невежеству в любой форме.
Большинство четверостиший построено по принципу параллелизма.
Таким
образом, как монгольская, так и калмыцкая версии "Оюн түлкүр"
существуют в двух вариантах, из которых второй — исследователям мало известен.
Оба варианта калмыцкой версии "Оюн түлкүр" на современном калмыцком
языке впервые опубликованы А. В. Бадмаевым (см.: Бадмин Андрей. Тод узгин
"Оюн түлкүрин" хойр текст / Деегин герл — Свет в степи. — Элиста.
1991. № 6. — С. 64-75; № 7. — С. 65-72; То же: Хальмг унн. 1993. Июлин 16, 21,
22, 23).
Второй
вариант "Оюн түлкүр" на старомонгольской письменности опубликован в
1937 г. в сборнике "Образцы монгольской феодальной художественной
литературы" (М.-Л., 1937. С. 1-10), но по сравнению с калмыцким текстом он
оказался неполным: монгольский текст содержит 37 четверостиший, которые почти дословно
совпадают со второй частью калмыцкой версии.
Перевода
полного текста "Ключа разума" на русский язык до [226] сих пор нет, но имеется русский перевод второго варианта, выполненный по
монгольской рукописи, которая хранится в Архиве востоковедов
Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН. Текст этой рукописи
полностью совпадает с изданием 1937 г. (возможно, что она является одним из
списков рукописи Архива востоковедов).
Нижепредлагаемый
читателю русский перевод второго варианта "Оюн түлкүр" издается по
публикации Н. С. Яхонтовой "Краткое [изложение] "Ключа разума"
(см.: Mingolica. III. Из архива отечественных монголоведов XIX — начала XX
вв. / Сост. и автор предисл. И. В. Кульганек. — СПб.: Фарн, 1994. — С. 93-95) с
нашими небольшими примечаниями.
"Оюн
түлкүр" — один из интереснейших и популярнейших образцов сургала,
распространявшийся как в устной, так и в письменной версиях в двух вариантах,
является малоисследованным памятником средневековой калмыцкой литературы.
Русский перевод даже такого небольшого фрагмента, как публикация Н. С.
Яхонтовой, дает читателю возможность познакомиться с этим оригинальным
произведением.
No comments:
Post a Comment